Буддизм и Даосизм сходства и различия:
Буддизм в целом (и дзен в частности) имеет множество отличий от философии Лао-Цзы (даосизма).
1. Буддизм отталкивается от атеистической концепции (нет никакой Высшей Причины или Высшего Существа - изначально была лишь Шуньята (Пустота), в даосизме же в основе всего сущего лежит Высший Принцип, Дао (который во многом схож с греческой концепцией Логоса, и в китайском переводе Библии термин "Слово" также переведён как "Дао": "В начале было Дао").
2. Буддизм провозглашает, что мир есть случайное сочетание элементов, а значит не имеет никакой "вечной" составляющей - эту философию индусы называют "шуньявадой", философией пустоты (правда, в махаяне, принцип нереальности заменён принципом относительности: нирвана - абсолютное положение, а самсара - относительное), а в даосизме мир обладает абсолютной реальностью, проистекая из Дао и являясь проявлением Дао.
3. Для Будды мир - преимущественно место страданий, которое необходимо покинуть, достигнув нирваны, для Лао-Цзы мир - место реализации Высшего Принципа, и наша цель - не покинуть мир, а достичь полной гармонии с этим Принципом (Дао), став бессмертным святым. (Несмотря на то, что в результате синтеза буддизма и даосизма в Китае, "бессмертные святые" даосизма были объявлены боддхисаттвами, между идеалом "ушедшего из мира рождений и смертей" Будды и достигшего гармонии и бессмертия в этом мире даосского святого есть аксиологическая разница).
4. В буддизме нет идеи дуализма (гармонии и взаимоотношений мужского и женского начал - Инь и Ян), который свойственен даосизму - в даосизме из Дао проистекают Инь и Ян, и сам Дао есть гармония Инь и Ян.
5. В буддизме отсутствует концепция Бога-Творца, даосизм сохранил китайскую мифологическую парадигму Небесного Повелителя. Но здесь надо быть очень осторожным: дело в том, что даосизм - это скорее философская концепция, чем религия, и в "Дао-Дэ-Дзин" есть лишь пара упоминаний о Небесном Повелителе, который сам оказывается в рамках Принципа Дао, так что его трудно назвать аналогом независимого и необусловленного Бога Отца Библии. Кроме того, многие даосские учителя вообще принимают и проповедуют лишь философскую концепцию.
Помимо различий, между буддизмом и даосизмом есть определённые точки соприкосновения, которые позволяют китайцам, вьетнамцам, лаосцам и многим другим народам одновременно исповедовать обе эти религии, а именно:
1. Идея несовершенства материального существования, и стремление с помощью определённого мировосприятия и медитации достичь освобождения (в буддизме) или гармонии (в даосизме) в этом мире.
2. Использование алогичных (и даже юмористических) литературных приёмов для достижения состояния отрешения от "иллюзорной реальности" с целью достижения реальности истинной: это общая черта дзен с его коэнами, и даосских шуток-притч.
3. Почитание людей/существ, уже достигших освобождения (в буддизме) или гармонии (в даосизме), уповая на их помощь в деле самоосознания.